В операциях с недвижимостью всегда лучше перестраховаться и заручиться помощью специалиста. По традиции люди, совершающие сделки, обращаются за поддержкой к нотариусу. Но зачем это нужно? В этой статье мы объясним подробности и нюансы таких сделок.

Личная встреча

При всем удобстве и развитии информационных технологий, важное значение по-прежнему имеет личное общение нотариуса с обеими сторонами. Именно при очном диалоге с участниками сделки нотариус проверяет осознанность и добровольность их решения, объясняет им последствия подписываемого договора, зачитывая каждый пункт вслух, убеждается в том, что их воля соответствует волеизъявлению. Когда дело касается такого серьезного шага как продажа или покупка недвижимости, весь разговор с нотариусом записывается на камеру.

Это нужно для защиты от последующего оспаривания. Ведь чаще всего ключевым аргументом для признания сделки недействительной выступает заявление истца о том, что он чего-то не уяснил, не понял последствий заключаемого договора. Такая схема — излюбленный инструмент в руках мошенников и недобросовестных родственников пожилых людей, которые продали или, к примеру, завещали недвижимость по своему усмотрению и без учета притязаний обиженной родни. Нотариальное удостоверение защищает права честной стороны и снимает риски оспаривания. На юридическом языке это называется повышенной доказательственной силой нотариального акта.

Проверка документов

Основная задача нотариуса — защита прав участников сделки. Прежде чем поставить на бумаге свою подпись и печать, он должен досконально проверить документы, на основе которых эта бумага составлялась.

Если такой бумагой выступает договор купли-продажи недвижимости, перечень предъявляемых нотариусу документов выходит немаленький. Часть документов всегда есть на руках у любого гражданина, а некоторые позиции из списка нужно будет подготовить/запросить в соответствующей инстанции заранее. Полный список документов, которые нотариус вправе требовать от заявителей, установлен отдельным нормативным актом — Регламентом совершения нотариальных действий. Благодаря строгим требованиям к перечню запрашиваемых нотариусом бумаг каждый из участников сделки может быть уверен в выявлении всех значимых с правовой точки зрения фактов о продавце, покупателе и самом объекте недвижимости.

Страхование

Помимо законности сделки и защиты от оспаривания нотариус предоставляет гражданам еще одну важную гарантию — полную компенсацию ущерба, если таковой возникнет вследствие его ошибки. Это одно из принципиальных отличий нотариально удостоверенной сделки от договора в простой письменной форме. Иными словами, нотариус как профессиональный участник оборота отвечает за собственные ошибки реальными деньгами в полном объеме. Требования к квалификации и порядку работы нотариусов максимально высокие, и ошибкой считается даже непрочтение нотариусом вслух текста договора.

Средства для компенсации обеспечивает многоступенчатая система страхования профессиональной ответственности нотариуса, действующая в российском нотариате уже многие годы.

Единая сеть

Значительную часть сведений, необходимых для сделки, нотариус запрашивает сам, не покидая рабочего места. Такое удобство — следствие активной "цифровизации" современного нотариата и его участия в системе межведомственного электронного взаимодействия. Именно оперативный обмен сведениями между нотариусами и целым рядом инстанций позволяют говорить о принципе "одного окна".

Среди таких "цифровых" партнеров нотариата числится Росреестр, Налоговая, МВД, Центробанк, Центральный каталог кредитных историй и ряд других структур. То есть сведения поступают непосредственно от первоисточников и в максимально короткие сроки.

Так, перед удостоверением сделки нотариус запрашивает данные о дееспособности заявителей, о наличии либо отсутствии производства по делу о банкротстве, о принадлежности отчуждаемого имущества, об обременениях и судебных исках в отношении недвижимости, о правах третьих лиц и так далее.

Совсем скоро электронный запрос сведений будет применяться нотариусами и в отношении Единого государственного реестра ЗАГС.

Соответствующий закон был принят еще в 2017 году, осталось лишь дождаться запуска указанной электронной базы. Такой метод проверки записей актов гражданского состояния позволит моментально проверить подлинность предъявляемых свидетельств о рождении, браке или смерти, а также свести к минимуму риск сокрытия такого рода сведений недобросовестными гражданами.

Оперативность

После непосредственно удостоверения сделки работа нотариуса не заканчивается. Обладая особым правовым статусом заявителя, действующего от лица государства, и имея прямой доступ к государственным реестрам, нотариус также помогает довести дело до конца, то есть — зарегистрировать право собственности.

Электронная подача документов в Росреестр от лица нотариуса — еще и самый быстрый на сегодняшний день способ регистрации права, занимающий 1 рабочий день. Причем уже с 1 февраля 2019 года подача электронной заявки в Росреестр станет обязательным действием нотариуса в рамках оформления сделки. Доплачивать за оперативное решение регистрационного вопроса, согласно новому закону, не придется.

 

Экспресс-навигация по сайту

 

 

Контактная информация

 

О нас

Услуги

Собственникам

Купить | Арендовать

Московская городская жилая недвижимость

Московская коммерческая недвижимость

Загородная жилая недвижимость

Зарубежная недвижимость

ООО Голдвин Груп

123557 Москва

ул. Малая Грузинская, д.28 офис 1

Тел.: +7 (495) 506-28-90

Email: info@goldwyn.ru

Техническая реализация сайта:

Веб-стулия "Эллипс"

form

Заказать обратный звонок

Ваше имя:
Телефон:
Ваш комментарий :
Введите число
imgnumber